Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру

СодержаниеГлава 4 Прагматическая паранойя 25 Балансировка ресурсов Балансировка и исключения → Часть 1

Глава 65

Часть 1

Языки, поддерживающие исключения, могут сделать процедуру освобождения ресурса нетривиальной. Как удостовериться, что все ресурсы, назначенные до возбуждения исключения, освобождены надлежащим образом? В некоторой степени ответ зависит от языка программирования.

Язык С++ поддерживает механизм исключений типа try…catch. К сожалению, это означает, что всегда существует по крайней мере два возможных варианта выхода из подпрограммы, которая перехватывает, а затем повторно возбуждает исключение:

void doSomething(void) {

  Node *n = new Node;

   // do something

  catch (…) {

    delete n;

    thow;

Заметим, что созданный нами узел освобождается дважды – один раз во время нормального выхода из подпрограммы, а второй раз в обработчике исключений. Это явное нарушение принципа DRY и проблема в сопровождении, которая может возникнуть в любой момент.

Однако в наших интересах воспользоваться семантикой языка С++. Локальные объекты автоматически разрушаются при выходе из блока, в котором они находятся. Это дает нам несколько вариантов. Если обстоятельства позволяют, можно поменять n: оно обозначает не указатель, а реальный объект Node в стеке:

void doSomething1(void) {

// делаем что-либо

catch (…) {

В этом случае мы используем С++ для автоматического разрушения объекта Node независимо от того, возбуждено исключение или нет.

В случае, если замена указателя на объект невозможна, тот же самый эффект достигается при инкапсулировании ресурса (речь идет об указателе Node) в пределах другого класса.

// Класс оболочки для ресурсов Node

class NodeResource {

  Node *n;

  NodeResource() {n = new Node;}

 ~NodeResource() {delete n;}

 Node *operator -() {return n;}

void doSomething2(void) {

NodeResource n;

// do something

catch (…) {

   throw;

Теперь класс-оболочка NodeResource выступает гарантом того, что при разрушении его объектов происходит и разрушение соответствующих узлов. Для удобства класс оболочка предоставляет оператор разыменования – », с тем чтобы пользователи могли обращаться к полям в инкапсулированном объекте Node напрямую.

Поскольку эта методика столь полезна, в стандартной библиотеке С++ имеется шаблонный класс autOjDtr, обеспечивающий автоматические оболочки для динамически размещаемых объектов.

void doSomething3(void) {

   auto_ptr Node р (new Node);

// Обращение к узлу Node как р-»…

// В конце узел автоматически удаляется

В отличие от C++ язык Java реализует «ленивую» форму автоматического разрушения объекта. Объекты, ссылки на которые отсутствуют, считаются кандидатами на попадание в «мусор», и их метод finalize будет вызываться в любой момент, когда процедура сборки мусора будет претендовать на эти объекты. Представляя собой удобство для разработчиков, которым больше не приходится жаловаться на утечки памяти, в то же время он усложняет реализацию процедуры очистки ресурсов по схеме С + +. К счастью, разработчики языка Java глубокомысленно ввели компенсирующую языковую функцию – предложение finally. Если блок try содержит предложение finally, то часть программы, относящаяся к этому предложению, гарантированно исполняется только в том случае, если исполняется любая инструкция в блоке try. Неважно, возбуждается при этом исключение или нет (даже при выполнении оператора return программой в блоке try) – программа, относящаяся к предложению finally, будет выполнена. Это означает, что использование ресурса может быть сбалансировано с помощью программы типа:

public void doSomething() throws IOException {

File tmpFile = new File(tmpFileName);

FileWriter tmp = new FileWriter(tmpFile);

  // do some work

 finally {

  tmpFile. delete();

Подпрограмма использует промежуточный файл, который мы хотим удалить, независимо от того, как подпрограмма заканчивает свою работу. Блок finally позволяет нам выразить это в сжатой форме.

Навигация

Закладки

Hosted by uCoz