Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру

СодержаниеГлава 5 Гибкость против хрупкости 28 Временное связывание Последовательность операций → Часть 1

Глава 73

Часть 1

Временное связывание – о чем это?  – спросите вы. Это – о времени.

Время – аспект, который часто игнорируется в архитектуре программного обеспечения. Единственный временной параметр, который занимает наш ум – это время выполнения проекта, время, оставшееся до отправки продукта заказчику, но здесь разговор не об этом, а о роли временного фактора как элемента проектирования самого программного обеспечения. Существует два временных аспекта, представляющих для нас важность: параллелизм (события, происходящие в одно и то же время) и упорядочивание (относительное положение событий во времени).

Обычно мы не приступаем к программированию, держа в голове тот или иной аспект. Когда люди садятся за проектирование, разработку архитектуры или написание программы, события стремятся к линейности. Это и есть способ мышления большинства людей – сначала сделать «это», а потом всегда сделать «то». Но этот способ мышления приводит к связыванию во времени. Метод А всегда вызывается перед методом В; одновременно должен формироваться только один отчет; необходимо подождать перерисовки экрана до получения отклика на щелчок мыши. «Тик» обязан происходить раньше, чем "так".

Этот подход не отличается большой гибкостью и реализмом.

Нам приходится учитывать параллелизм [30] и думать о несвязанности любых временных или упорядоченных зависимостей. При этом мы выигрываем в гибкости и уменьшаем любые зависимости, основанные на времени во многих областях разработки: анализе последовательности операций, архитектуре, проектировании и развертывании.

При работе над многими проектами, нам приходится моделировать и анализировать последовательности операций пользователей, что является частью анализа требований. Мы хотели бы выяснить, что может происходить одновременно, а что – в строгой последовательности. Одним из способов осуществить задуманное является создание диаграммы последовательностей, с помощью системы обозначений наподобие языка UML (унифицированного языка моделирования) [31].

Диаграмма состоит из совокупности действий, изображенных в виде прямоугольников с закругленными уголками. Стрелка, выходящая из одной операции, идет либо к другой операции (которая может начаться после того, как первая закончится) либо к жирной линии, называемой полосой синхронизации. Как только все операции, направленные к полосе синхронизации, завершаются, можно перемещаться по стрелкам, идущим от полосы синхронизации. Операция, на которую не указывают никакие стрелки, может быть начата в любой момент.

Вы можете использовать диаграммы, чтобы добиться максимального параллелизма, определив те процессы, которые могли бы осуществляться параллельно, но не осуществляются.

Подсказка 39: Анализируйте последовательность операций для увеличения параллелизма

Например, в проекте блендера для коктейлей (упражнение 17) пользователи могут вначале описать последовательность операций следующим образом:

1.  Открыть блендер

2.  Открыть упаковку со смесью "Пинаколада"

3.  Засыпать смесь в блендер

4.  Отмерить полчашки белого рома

5.  Влить ром

6.  Добавить 2 чашки льда

7.  Закрыть блендер

8.  Перемешивать в течение 2 мин

9.  Открыть блендер

10.  Взять бокалы

11.  Украсить

12.  Налить

Хотя они описывают эти операции последовательно (и даже могут выполнять их последовательно), заметим, что многие из них могли бы выполняться параллельно, как показано на блок-схеме (см. рис.  5. 2).

Это может открыть вам глаза на реально существующие зависимости. В этом случае задачи высшего уровня приоритета (1, 2, 4, 10 и 11) могут выполняться параллельно, как бы авансом. Задачи 3, 5 и 6 могут выполняться параллельно, но позже.

Если бы вы участвовали в конкурсе по приготовлению коктейлей «Пинаколада», эти оптимальные решения выгодно отличали бы вас от всех остальных.

Рис. 5. 2. Диаграмма на языке UML: приготовление коктейля "Пинаколада"

Навигация

Закладки

Hosted by uCoz