Программист-прагматик. Путь от подмастерья к мастеру

СодержаниеГлава 7 Перед тем, как начать проект 36 Карьер для добычи требований Документация требований → Часть 1

Глава 98

Часть 1

Итак, вы садитесь за стол с пользователями и начинаете выпытывать у них, что же им нужно на самом деле. Вы столкнетесь с несколькими вероятными сценариями, описывающими, что должно делать ваше приложение. Поскольку вы остаетесь профессионалом во всем, то вам хочется опубликовать такой документ, которым все смогут пользоваться в качестве основы при обсуждении,  – разработчики, конечные пользователи и спонсоры проекта. Это весьма широкая аудитория.

Ивар Джекобсон [Jac94] предложил концепцию "сценариев использования системы" для фиксирования требований. Они позволяют описывать частные случаи использования системы не с точки зрения пользовательского интерфейса, а в более абстрактном виде. К сожалению, книга И. Джекобсона несколько расплывчата в деталях, поэтому в настоящее время не существует единого мнения о том, что же считать "сценарием использования системы". Что это – формальный или неформальный термин, прозаический или структурированный документ (подобный канцелярской форме)? Каким должен быть уровень детализации (помните, что у нас весьма широкая аудитория)?

В своей статье (журнал «Wired», январь 1999, с. 176) продюсер и музыкант Брайан Иноу описал чудо техники – новейший микшерный пульт. Этот пульт заставляет звучать все, что в принципе может звучать. И все же, вместо того, чтобы помочь музыкантам в создании лучших произведений или ускорить (или удешевить) процесс записи, он "путается под ногами", нарушая творческий процесс.

Чтобы понять, почему это происходит, необходимо взглянуть на работу инженеров студии звукозаписи. Они сводят звук интуитивно. За годы работы в студии у них вырабатывается врожденный цикл обратной связи между ушами и кончиками пальцев, управляющих плавно движущимися регуляторами, вращающимися ручками и т.  д. Однако компьютерный интерфейс нового микшерного пульта не усиливал их способностей. Вместо этого он заставлял пользователей набирать текст на клавиатуре и/или щелкать мышью. Функции, обеспечиваемые этим интерфейсом, были универсальными, но они были скомпонованы неизвестными и экзотическими способами. Функции, необходимые инженерам в их работе, иногда скрывались за невразумительными названиями или же достигались за счет неестественных сочетаний базовых средств.

Эта среда характеризовалась требованием – усилить существующие навыки работы. Вместо того, чтобы раболепно дублировать то, что уже существует, нужно было обеспечить переход на новую ступень развития.

Например, хорошим подспорьем в работе инженеров звукозаписи мог бы оказаться сенсорный интерфейс, смонтированный в виде классического микшерного пульта, но при этом позволяющий программам выходить за границы, определенные фиксированными ручками и переключателями. Единственным способом завоевать рынок является обеспечение удобства во время перехода на новую ступень за счет уже известных метафор.

Этот пример также иллюстрирует нашу уверенность в том, что удачные инструменты всегда привыкают к рукам, их держащим. В данном случае речь идет о привыкании инструментов, которые создаются вами для других людей.

При рассмотрении сценариев использования системы стоит отметить их целенаправленную природу. Алистер Кокбэрн опубликовал статью, в которой описывается этот подход, а также шаблоны, используемые (строго или нестрого) при этом в качестве отправной точки ([Сос97а]; имеется Интернет-версия этой статьи [URL 46]). На рисунке 7. 1. показан (в сокращении) пример подобного шаблона, на рис.  7. 2 представлен пример сценария его использования.

Рис.  7. 1. Шаблон сценария использования системы по А. Кокбэрну

A. ХАРАКТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Навигация

Закладки

Hosted by uCoz